Родителям

Не оставляйте детей одних

07.05.2021
развернуть
Вниманию родителей!Новый фильм "Не оставляйте детей одних! ". Фильм находится на выделенной линии по адресу: ЦБЖиВО/17 Видеофильмы.
свернуть

ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСЕ КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ с 1 марта 2021 (Административная ответственность несовершеннолетних)

26.03.2021
развернуть

ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ ИЗ НОВОГО КОДЕКСА КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕЙСТВУЕТ С 01 МАРТА 2021 ГОДА

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

 

 

Статья 4.3.  Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413);

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

свернуть

Последствия злоупотребления психоактивными веществами

развернуть

Последствия злоупотребления психоактивными веществами

Употребление психоактивных веществ оказывает негативное влияние как на здоровье каждого человека, так и на здоровье населения в целом: растет заболеваемость, смертность, инвалидность, падает рождаемость. Наносится серьезный экономический ущерб обществу. Государство тратит огромные суммы на оказание медицинской помощи, осуществление правоохранительных мероприятий, несет потери от снижения производительности труда, от совершения преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Говоря о социальных последствиях злоупотребления психоактивными веществами, нельзя не сказать о феномене так называемой созависимости. Об этом заговорили западные психологи и психотерапевты, которые занимались изучением «алкогольной» семьи, то есть семьи, где пьет один из родителей, как правило, мужчина. Мать или отец, страдающие алкоголизмом, не могут в полной мере осуществлять свои родительские функции и передать новому поколению стереотипы здорового, конструктивного поведения, средства психологической защиты, эффективного достижения целей, а также навыки адаптации и социализации. И это, несомненно, сказывается на формировании у таких детей представлений о семье, об обязанностях ее членов, о внутрисемейных отношениях.

Психоактивные вещества (ПАВ) и их влияние на человека

Психоактивное вещество (ПАВ) – это любое вещество, после употребления которого изменяется восприятие, настроение, познавательная способность, поведение или двигательные функции человека и в результате употребления которого развивается зависимость.

К группе ПАВ относятся:

алкоголь – пиво, вино, крепкие напитки, в том числе домашнего приготовления;

никотин – табак, сигареты, сигары, папиросы;

опиоиды – производные мака: маковая соломка, ханка и т.д.; героин, кодеин, метадон;

каннабиоиды (препараты конопли) – марихуана, гашиш (анаша, план);

психостимуляторы – эфедрин, эфедрон, первитин, кокаин, экстази, амфетамин;

галлюциногены – ЛСД, РСР (фенциклидин), грибы рода Psilotsibum, содержащие псилоцин и псилоцибин;

седативные средства – барбитураты (барбамил, фенобарбитал, люминал, веронал и т.д.), бензодиазепины (феназепам, нитразепам, диазепам, элениум);

летучие ингалянты – растворители, бензин, клей, ацетон и др.

Особенности чувствительности подростков к алкоголю:

В большинстве случаев алкогольное опьянение у подростков характеризуется кратковременным возбуждением, сменяющимся общим угнетением, оглушенностью, нарастающей сонливостью, вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.

Организм подростка примерно в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем взрослый (алкогольное опьянение у взрослого – алкогольное отравление у подростка).

Алкогольная зависимость у взрослого человека формируется в течение 3-5 лет, у подростков – 1,5-2 года.

Алкоголизм быстрее проходит все стадии формирования – у взрослого человека период внешнего благополучия продолжается несколько лет, у подростков – несколько месяцев.

Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, у подростка – через 3-4 года.

Первые опьянения у подростков нередко сопровождаются алкогольным отравлением(тошнота, рвота, головная боль, слабость).

У подростков чаще, чем у взрослых встречаются атипичные формы опьянения (вместо эйфории – злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерические реакции).

НАРКОТИКИ

C учетом соответствующего действия психоактивного вещества на центральную нервную систему, которое является причиной повторного потребления для немедицинских целей, и в случаях, если оно ведет к негативным общественным последствиям, Министерство здравоохранения признает такие вещества наркотическими и включает их в специальный список наркотиков.

Наркотик (синоним — наркотическое вещество) — вещество природного или синтетического происхождения, удовлетворяющее трем критериям:

1.     медицинскому, то есть вещество или лекарственное средство вызывает эйфорию и оказывает специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и другое) действие на центральную нервную систему, что является причиной его немедицинского потребления, это вещество должно вызывать также зависимость (психическую или физическую);

2.     социальному, то есть немедицинское потребление вещества имеет большие масштабы, а его последствия приобретают социальную значимость;

3.     юридическому, то есть вещество в установленном законом порядке признано наркотическим и включено в список наркотических средств.

ТАБАК

Никотин относится к алкалоидам – веществам растительного происхождения сложного состава, многие из которых – сильнейшие яды. Никотин – вещество, к которому возникает чрезвычайно сильное пристрастие. Привыкание к табаку и зависимость от него почти столь же сильные, как зависимость от кокаина или героина.

В сигаретном дыму содержится более 4000 различных химических веществ, 43 из них являются доказанными канцерогенами, т.е. являются причиной возникновения опухолей. В состав табачного дыма входит окись углерода (которая содержится в выхлопных газах автомобилей), ацетон (используемый в растворителях красок), цианид водорода (используемых в газовых камерах), аммиак (используемый в минеральных удобрениях и средствах для чистки сантехники), ртуть, свинец, бензол, кадмий и т.д.

ЛЕТУЧИЕ ИНГАЛЯНТЫ

Это химические вещества (технические жидкости, средства бытовой химии), не включенные в список наркотических веществ, которые применяются подростками ингаляционным путем (путем вдыхания). Употребление данной группы веществ с той или иной периодичностью может привести к развитию токсикомании.

Несмотря на различия данных веществ, они объединяются в одну группу на том основании, что эти средства практически не применяют взрослые наркоманы и чаще всего они вводятся в организм ингаляционным путем. Ингалянты употребляют самые младшие подростки – от 10 до 14 лет. Обычно используются бензин, керосин, клей «Момент», разбавители красок, растворители, ацетон.

При систематическом применении токсических веществ развивается либо полная клиническая картина токсикомании, причем довольно быстро (через 1-2 недели регулярного применения), либо подросток переходит к употреблению наркотических средств. То есть использование средств бытовой химии становится прологом к наркомании.

Начальник ИДН Слуцкого РОВД

подполковник милиции                                                   В.В.Каменев

свернуть

Правила противопожарной безопасности

развернуть

Уважаемые родители!

Помните, что соблюдение элементарных правил безопасности убережет

вас и ваших близких от беды!

 

¨   Спички – не игрушка. Прячьте спички от детей!

¨   Разъясните детям, как тяжелы последствия шалости с огнем.

¨   Не оставляйте детей без надзора.

¨   Не проходите мимо детей, играющих с огнем.

¨   Не забывайте выключать электроприборы.

¨   Не разрешайте детям включать электроприборы.

¨   Не разрешайте детям разводить костры. Костер надо раскладывать так, чтобы он был защищен от внезапных порывов ветра, которые могут разнести пламя по окрестности.

¨   Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке.

¨   Не загромождайте основные пути эвакуации, балконы и лоджии.

¨   Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения.

¨   О пожаре звоните по телефону «101» или «112».

 

Берегите жилище от пожара!

Пожар... Как часто в последнее время слышится это страшное слово.Большинство пожаров происходят в квартирах. Главное правило, которое нужно соблюдать всегда и везде: никогда не играйте с огнем и не позволяйте играть с ним другим!

 

Если пожар все-таки случился:

¨        Почувствовав в квартире запах дыма, как можно быстрее найдите его источник (проверьте всю квартиру, включая балкон, посмотрите, нет ли дыма на лестничной площадке).

¨        Плотно закройте все двери, окна и форточки.

¨        Попытайтесь, самостоятельно потупишь очаг пожара.

¨        Если вы не можете самостоятельно справиться с огнем, покиньте квартиру и вызовите пожарных по телефону «101»!

 

Сообщите дежурному диспетчеру:

-        свой точный адрес;

-        где происходит пожар (квартира, двор, гараж, балкон);

-        что горит (мебель, электроприбор и т. д.).

Быстро и точно ответьте на все вопросы диспетчера (на каком этаже вы живете, запирается ли дверь в подъезде на кодовый замок, сколько всего этажей в доме, как быстрее к нему подъехать и т.д.).

Когда приедут пожарные, сообщите им о соседях, которые могут оставаться в других квартирах!

 

Небольшой очаг пожара,

возникший на ваших глазах,

можно потушить самостоятельно!

¨       Нужно иметь дома огнетушитель и уметь с ним обращаться. Его можно использовать только в первые минуты пожара, когда очаг возгорания небольшой.

¨       Горящий мусор в мусорном ведре нужно залить водой.

¨       Загоревшуюся кухонную прихватку, занавеску или полотенце – бросить в раковину и тоже залить водой.

¨       Не заливайте горящее масло водой, потому что масляные брызги полетят во все стороны и обожгут вас. Просто быстро закройте сковородку крышкой.

¨       Горящие электрические приборы заливать водой тоже нельзя. Отключите их от сети, и перекройте доступ воздуху (песком, стиральным порошком, землей из горшков с цветами, или плотной тканью).

¨        Если вы заметили пожар на балконе, надо обязательно попытаться потушить огонь водой или любыми другими подручными средствами, поскольку пламя в таких случаях быстро перекидывается на квартиры верхних этажей.

 

Берегите себя и своих близких и не забывайте,

что самая доходчивая форма обучения –

личный пример

 

свернуть

Правила семейной педагогики

развернуть

Правила семейной педагогики

 

  • никогда не давать себе распускаться, ругаться, ворчать, бранить друг друга и ребенка.
  • забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
  • подчеркнуть в поведении детей не плохое, а хорошее поведение, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.
  • хорошо воспитывать на положительном примере, вовлекать детей в полезную деятельность.
  • не давать возможности ребенку проявлять плохое поведение, чаще говорить: "Так взрослые люди себя не ведут!", "Вот этого я от тебя ни как ожидать не мог!"
  • показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
  • разговаривать с ним целесообразно, как с взрослым: уважительно, серьезно, глубоко мотивированно.
свернуть

Почему бывает трудно с детьми

развернуть

 Почему бывает трудно с детьми?

 Беда "трудных" детей вот в чем: они остро страдают от того, что потребности эти не реализованы, и пытаются восполнить эти нехватки способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так неразумны? Да потому что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка — это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!" Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что вполне может. Но для этого нужно сначала понять природу эмоционального неблагополучия подростка. Задача, на первый взгляд, непростая. И все же вопрос, как узнать причину, решается достаточно просто, хотя и неожиданно. Для этого родителям нужно прежде всего обратить внимание на свои собственные переживания. Они должны знать, какие чувства возникают у них самих при нарушении поведения и неподчинении подростка. Оказывается, при разных причинах эмоциональные реакции у родителей разные. Вот такой удивительный факт, открытый психологами: переживания родителей — ключ к пониманию скрытых проблем подростка! На вопрос, что чувствуют в случаях общения с «трудными» детьми родители, они перечисляют: бессильную злобу, желание сломить сопротивление, наказать. Когда смысл непослушания подростка — месть, ответное чувство родителя — обида. В этих случаях нередко слышишь: "Стараешься, стараешься, а он неблагодарный! Разве я это заслужила?"

А иногда родители оказываются во власти чувства безнадежности, порой отчаяния. Их типичные фразы: "Не знаю, что делать...", "Все перепробовала...". Исходя из выше сказанного: необходимо научиться читать подростка, уметь слышать и слушать его, быть более внимательным к нему.

свернуть

Лекция о семейном воспитании

развернуть

Лекция

Основные типы неправильного воспитания в семье

Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

-         создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

-         стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

-         передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

-         научить ребенка полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

-         воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

-         гуманность и милосердие к растущему человеку;

-         вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

-         открытость и доверительность отношений с детьми;

-         оптимистичность взаимоотношений в семье;

-         последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-         оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рада в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканьем», задабриванием. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Воспитательная работа родителей в семье – это прежде всего самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяют три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

  1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
  2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношении с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
  3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. В родителях они видят образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье:

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания. Многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по принципу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские, непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД – синдром опасного обращения с детьми. В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД.

Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми «ременными» традициями, ущемленными матерями, с низким заработком.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слышать и слушать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора.

Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: «Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!».

Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает чувство обиды и одиночества.

Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают одностороннее увлечение детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.

Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей может приводить к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Выделяют следующие показатели родительского поведения:

  1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два отклонения уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). О гиперпротекции мы говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция – случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказывается на переферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
  2. Степень удовлетворения потребностей подростка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных (и прежде всего – в его общении с родителями и их любви и внимании). Так называемое «спартанское воспитание» - пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей подростка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения: во-первых, о потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое желание ребенка для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца и т.п. Во-вторых, игнорирование потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
  3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и «обязанности» подростка, т.е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Далее, это – требования-запреты (то, чего подросток не должен делать). Невыполнение требования подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка – в количестве этих обязанностей:

v  Чрезмерность требований (обязанностей) – повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерных обязанностей. В одном на подростка перекладываются более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности загрузки. Они уверены, к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом случае от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т.п.)

v  Недостаточность обязанностей подростка (в этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье, трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому).

  1. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т.е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют, прежде всего, степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (доминирование) – в этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у подростков развитие реакции эмансипации - протеста против родителей и любого авторитета.

Недостаточность требований-запретов к подростку (в этом случае подростку все можно). Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-то рамки в его поведении. Такое воспитание стимулирует развитие подростка по гипертимному и, особенно, неустойчивому типам.

  1. Строгость санкций. Чрезмерность санкций (жесткий стиль воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Минимальность санкций. Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний.
  2. Неустойчивость стиля воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) – переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от значительного внимания к подростку к его эмоциональному отвержению – относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Негативные особенности родительского поведения являются причиной формирования отклоняющегося поведения и невротичного состояния детей.

свернуть
Ответственность родителей за воспитание детей (файл для просмотра и скачивания)
Ещё в этом разделе