Мы ими гордимся

Солдат и изобретатель: Николай Яковлевич Маглыш

Одним из первых кружковцев Станции юных техников был Николай Яковлевич Маглыш. Изобретать он начал еще будучи школьником. Сам Николай Яковлевич считает, что это передалось ему от отца и старшего брата Петра. Петр тайком открывал кузню, и братья мастерили разные поделки. Например, Николай Яковлевич сделал маленький паровой двигатель.

Вскоре семья переехала в Слуцк, и юный изобретатель стал проводить все свободное время на Станции юных техников.

Учился он в средней школе № 10, а на Станции занимался в электротехническом кружке. Кружковцы сконструировали трехлопастной быстроходный ветродвигатель для получения постоянного тока. Они установили этот двигатель на крыше Станции, и в течение двух лет были обеспечены током.

После 9-ти классов хотел поступать в военное училище, но опоздал с подачей документов. Чуть позже призвали в армию. Еще до нее изобрел пулемет, в котором вместо унитарного патрона использовался раздельный заряд с применением нитроглицерина. В армии занимал должность старшего оружейника, а также занимался конструированием пулемета. Но началась война…

В 1946 году демобилизовался и вернулся в Слуцк. Работал сначала токарем, потом главным механиком. Закончил заочно институт в Москве и курсы повышения квалификации в Ленинграде. Сделал первую карусель в Слуцке.

Характерным для большинства кружков было приближение их деятельности к нуждам народного хозяйства. Благотворное влияние на деятельность кружков оказывала их связь с рационализаторами промышленных предприятий. К работе с учащимися привлекались инженерно-технические работники. Н.Я. Маглыш, работая главным механиком на хлебзаводе, руководил кружком промышленного моделирования. Он проводил с кружковцами работу по созданию новых приборов, моделей, технических устройств. У Николая Яковлевича с мальчишеских лет в характере такая вот струнка: подмечать неполадки, недоделки в очень хороших, казалось бы, машинах и механизмах, делать их совершеннее. И учеников, помощников своих, он учил подмечать, выдумывать, искать.

Опыт работы кружка промышленного моделирования был распространен после получения кружковцами авторского свидетельства на изобретения. В брошюре А.А. Соловянчика «Техническое творчество школьников Белоруссии» (из опыта работы кружков технического творчества школьников) говорится: «Благодаря таким контактам с конструкторскими бюро и БРИЗами учащиеся Слуцкой станции юных техников братья Владимир и Николай Краковские под руководством авторов - руководителя кружка промышленного моделирования Н. Я. Маглыша и директора станции Б.Ф.Гаргасевича  разработали и изготовили соковыжималку. Они получили авторское свидетельство №279341.

Соковыжималка - не единственный успешный результат работы кружка промышленного моделирования. Кружковцы закончили разработку оригинальной конструкции контейнера для бестарной перевозки муки. Учащиеся также изобрели тестоделительную машину, которая демонстрировалась на ВДНХ СССР, а руководитель получил авторское свидетельство №246 424. Модель соковыжималки выставлялась на ВДНХ СССР. В киножурнале «Пионер Белоруссии» №1-75г. были сняты фрагменты, показывающие работу соковыжималки. В журналах «Юный техник» и «Моделист-конструктор» №1-74г. также была напечатана статья об оригинальном изобретении юных техников города Слуцка. Многих заинтересовало ее устройство и высокая производительность. Со всех уголков Союза начали поступать письма в адрес юных техников с просьбами выслать чертежи и описание ее устройства и работы.

Ребята также участвовали в конкурсе на разработку складной оборотной тары для транспортировки бутылок с минеральной водой, объявленный Минпищепромом в 1974 году. В октябре 1974 года кружковцы СЮТ представили на ВДНХ СССР 2 экспоната: экзаменатор АЖ-73 и тестоделитель. Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР постановил (постановление №615 от 31 октября 1974 года) наградить: дипломом III степени станцию юных техников г. Слуцка за успешную организацию кружков юных техников, разработку и изготовление экзаменатора АЖ-73 и тестоделителя. Бронзовой медалью и денежной премией награжден руководитель кружка Н.Я.Маглыш. Медалью «Юный участник ВДНХ» и денежной премией награждены кружковцы: Гаргасевич Геннадий, Жук Анатолий, Маглыш Александр, Маглыш Сергей, Прокопович Иван.

После выхода на пенсию, Николая Яковлевича пригласили работать на пивзавод. Здесь его изобретения – автоматы по укладке бутылок в тару и ящиков в контейнеры – внедрили в производство. Они проработали на заводе около 10 лет. Это изобретение отмечено серебряной медалью в 1988 году.

Всего у Николая Яковлевича 17 зарегистрированных изобретений, а рационализаторских предложений и не счесть!

Потоцкий Виктор Васильевич

Судомодельное объединени по интересам ГУО «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи» работает с 1966 года, а с 1972 года его бессменным руководителем и вдохновителем всех новых начинаний является Потоцкий Виктор Васильевич.

Большую роль в жизни Виктора Васильевича сыграло личное стремление к самосовершенствованию. В детстве он увлекался фотографией, радиотехникой. В 1967 году, с приходом на Станцию юных техников увлеченного руководителя-судомоделиста Афанасьева Игоря Семеновича, Потоцкий В.В. всерьез начал заниматься судомоделизмом. В 1969 году, будучи кружковцем, принимал участие в городских и областных соревнованиях с моделями кораблей: настольной моделью броненосца «Потемкин», моделью брига «Меркурий». В 1970 году принимал участие в республиканской выставке детского технического творчества. Участие в соревнованиях, успехи сыграли свою положительную роль, а Игорь Семенович смог привить интерес к спортивному творчеству, и выбор профессии был сделан однажды и на всю жизнь. Закончив школу и став руководителем судомодельного кружка, Виктор Васильевич понял, что работа с детьми для него не эпизодический период в жизни, а призвание.

Но для того, чтобы стать мастером, надо много трудиться. И Виктор Васильевич много работал над конструированием моделей кораблей. Сейчас у него за плечами солидный педагогический и спортивный опыт: кандидат в мастера спорта, судья первой категории, член Федерации судомодельного спорта Республики Беларусь.

Надо сказать, что успех с первых лет сопутствует судомодельному объединению по интересам. И Виктор Васильевич объясняет многочисленные победы воспитанников объединения отнюдь не своими личными качествами, он о них скорее умалчивает, а огромным трудолюбием ребят.

Учебная деятельность в объединениях судомоделизма строится в соответствии с учебными планами и программами, в которых определен основной объем и содержание учебной нагрузки, основные воспитательные моменты. Формы проведения занятий разнообразны.

Виктор Васильевич убежден, что каждый учащийся требует особого, не стереотипного подхода, поэтому он предусматривает и выбирает оптимальные варианты работы с каждым учащимся. Такой подход позволяет постоянно корректировать и совершенствовать как свою деятельность, так и применяемые методики обучения.

Лобан Михаил Александрович

Педагог дополнительного образования авиамодельного объединения по интересам – тоже бывший учащийся Станции юных техников. Будучи школьником, он с большим увлечением занимался в авиамодельном кружке, овладевал основами построения моделей авиационной техники, а теперь сам помогает осуществлять «крылатые» мечты ребят. Трудолюбивый, целеустремленный человек Михаил Александрович старается прививать учащимся любовь к авиамоделизму, а также старательность, внимательность, аккуратность. Потому что даже незначительная небрежность или неточность изготовления нередко препятствует успеху в работе. Строя летающие модели, ребята учатся чертить, работать с различным инструментом, знакомятся с устройством летательных аппаратов и историей их развития. На занятиях создается творческая обстановка, проводится профориентация. Более пятнадцати учащихся объединения по интересам закончили Минский авиационный колледж и Белорусскую военную академию. Многие ребята, увлекшись авиамоделизмом, сами придумывают новые модели, начинают создавать собственные конструкции.

Учащиеся объединения по интересам неоднократно были призерами областных и республиканских соревнований по авиамодельному спорту, областных и районных выставок – конференций технического творчества. 

 

Козлов Андрей Александрович

Педагог дополнительного образования автомодельного объединения по интересам и объединения по интересам трассового моделизма Козлов Андрей Александрович начал заниматься автомоделизмом еще со школьной скамьи, когда он, будучи пятиклассником, пришел на Станцию юных техников в кружок технического конструирования. И до сих пор с благодарностью вспоминает своего первого наставника Анатолия Федоровича Чижика, который привил ему любовь к автомодельному спорту и желание передавать свои знания и навыки другим. Андрей Александрович работает руководителем автомодельного кружка с 2003 года, имеет первую квалификационную категорию. За время работы зарекомендовал себя как грамотный, знающий свое дело специалист, владеющий методикой проведения кружковых занятий. Увлеченность своей работой помогают ему формировать у учащихся прочные знания и умения, воспитывать самостоятельность и деловитость. Личный пример взыскательности, ответственности и трудолюбия – эффективный метод воспитания молодежи. Инициативный, энергичный Андрей Александрович стремиться к тому, чтобы привить кружковцам любовь к автомоделизму, помочь им выявить, раскрыть и реализовать свои способности.

На занятиях ребята изучают историю развития автомобилестроения, физические основы движения автомобиля, механику, приобретают навыки работы на различных станках и с инструментами, осваивают умение конструировать различные типы автомобилей, изучают и применяют различные системы управления моделями на расстоянии.

В объединениях по интересам работают по нескольким направлениям автомоделирования: трассовый моделизм, стендовый моделизм, изготовление радиоуправляемых автомоделей.

Кроме того, коллективом объединения по интересам была построена автомодельная трасса, на которой проводятся соревнования по трассовому моделизму.

Учащиеся Андрея Александровича постоянно принимают участие в городских, областных, республиканских соревнованиях, выставках, выставках-конференциях, конкурсах научно-технического творчества, занимая призовые места.

 

Первый директор Станции юных техников –

Гаргасевич Борис Феофилович– ветеран ВОВ, отличник народного образования, награжденный девятью правительственными наградами, двумя орденами КраснойЗвезды, бронзовой медалью ВДНХ СССР, почетным знаком ЦК ДОСААФ СССР, грамотами Министерства просвещения БССР, облоно, гороно, ЦК ДОСААФ СССР, ОК ДОСААФ БССР.

Гаргасевич Борис Феофилович родился в 1923 году в городе Слуцке. Техническим творчеством начал заниматься в 1934 году, в возрасте 11 лет. Одной из первых работ был дорожный макет, с которым юный Борис принял участие в первом районном слете юных друзей Автодора. Это было 23 июня 1935 года в городе Слуцке. 29 июня 1935 года состоялся Всебелорусский слет юных друзей Автодора, в котором Борис Феофилович тоже принимал участие. Был награжден грамотой и ценным подарком (фотоаппаратом).

Мирная жизнь людей была прервана войной. Темной полосой прошла она по судьбе каждого человека. Совсем молодым ушел на фронт и Гаргасевич Б.Ф. Как образованного человека (закончил 9 классов) его отправили в военное училище. Военных специалистов во время войны готовили быстро – 3 месяца и, получив звание младшего лейтенанта, бывшие курсанты отправлялись на передовую. Борис Феофилович попал прямо на Курскую дугу. Это тяжелое испытание он прошел с честью. За бои на Курской дуге Гаргасевич Б.Ф. был награжден орденом Красной Звезды.

Военная биография продолжалась на 1-ом и 2-ом Белорусских фронтах. За героизм и бесстрашие Борис Феофилович был награжден орденом Великой Отечественной войны.

Немало трудностей выпало на долю молодых людей военного времени. Но они выдержали, вынесли все. Не все вернулись домой, но Гаргасевичу Б.Ф. повезло – он остался в живых.

После войны Борис Феофилович поступил в Барановичский учительский институт. После его окончания работал в СШ №5 учителем автодела и машиноведения. На базе этой школы были открыты кружки автомоделирования и судомоделирования, которыми он и руководил.

Гаргасевич Б.Ф. был избран от Минской области делегатом первой Республиканской конференции юных техников и конструкторов по автоматике и телемеханике, которая проходила 15-18 июня 1963 года в городе Минске.

В 1963 году Борис Феофилович был назначен заведующим внештатного отдела по технической подготовке при городском комитете ДОСААФ. Затем работал заучем производственного обучения в СШ №5.

1 августа 1967 года Гаргасевич Борис Феофилович был назначен директором Станции юных техников.

С приходом на Станцию юных техников Б.Ф. Гаргасевича, ветерана Великой Отечественной войны, кавалера двух орденов Красной звезды, уважаемого в городе человека, энтузиаста технического творчества, началась новая страница в развитии детского технического творчества. Увеличилось количество и улучшилась работа многочисленных кружков. Для работы была выделена мастерская в СШ №5, в которой работал судомодельный кружок. В школах открывались кружки технического направления. 1 апреля 1968 директор станции юных техников Гаргасевич Б.Ф. обратился к депутату Верховного Совета БССР тов. Третьякову И.М. с просьбой оказать помощь в выделении станции грузового автомобиля марки ГАЗ-51, который был необходим станции для работы кружков по изучению автомобильного дела. Автомобиль был выделен и прослужил очень долго, что дало возможность слуцким ребятам изучать автомобильное дело.

Борис Феофилович долгое время руководил автомобильным кружком. Его кружковцы изготавливали копии гоночных и других автомобилей. Большое место занимали модели военной техники: это серии моделей советских танков и самоходных орудий, самоходных артиллерийских установок, бронированных автомобилей, автомобилей и тягочей, которые стояли на вооружении в Красной Армии и принимали участие в гражданской и Великой Отечественной войнах, или состояли на вооружении в армии на данный момент. Перед созданием каждой модели с кружковцами проводились беседы, изучались тактико-технические характеристики машин, их общее устройство. В процессе занятий кружковцам прививалось чувство гордости за наши вооруженные силы. И, как следствие, многие кружковцы становились военными водителями, а после окончания военных училищ служили в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

По просьбе заведующего гороно Синякевича и инициативе директора СЮТ Гаргасевича Б.Ф. было открыто финансирование строительства пристройки к СШ №5 на 1969 год. Работу возглавил Гаргасевич Б.Ф. К концу 1970 года была построена двухэтажная кирпичная пристройка по ул. Садовая, дом №4 с центральным отоплением, площадью 306 кв. м., в которой и разместилась станция. В помещении станции было 6 лабораторий: автомодельная, фото, радио, начального технического моделирование, судо- и авиамодельная, а также учительская. В кружках велась активная творческая работа. По характеристикам-рекомендациям, выданным директором СЮТ кружковцам для поступления в высшие учебные заведения, можно судить об активной работе кружковцев и их руководителей. В 1974 году слуцкая Станция юных техников награждена Почетной грамотой Министерства просвещения БССР №17/5 за достигнутые успехи в республиканском смотре внешкольных учреждений, посвященном 50-летию присвоения комсомолу и пионерской организации имени В.И. Ленина.

Дипломом третьей степени Министерства просвещения БССР награжден фотокружок Станции за участие в 6-ой республиканской выставке работ юных фотолюбителей.

В 1975 году Дипломом 1-ой степени Министерства просвещения БССР награжден кружок сельскохозяйственного моделирования за участие в 9-ой республиканской выставке технического творчества. На республиканской постоянно действующей выставке технического творчества НТТМ-75 экспонировались работы кружковцев от нашей станции.

В 1976 году судомодельный кружок награжден Дипломом 1-ой степени Министерства просвещения БССР за участие в 10-ой республиканской выставке технического творчества.

В июле 1977 года Дипломом 1-ой степени Министерства просвещения БССР награждена станция юных техников за участие в 11-ой республиканской выставке технического творчества, посвященной 60-ой годовщине Великого Октября.

В 1978 году Президиум Белорусского республиканского совета ВОИР наградил станцию за активное участие в республиканской неделе науки, техники и производства.

В июне 1979 года станция юных техников и кружок конструирования были награждены Министерством образования за участие в 12-ой республиканской выставке технического творчества «Родине – вдохновенный труд молодых».

Борис Феофилович на протяжении 18 лет руководил техническим творчеством школьников г. Слуцка, но в 1984 году по состоянию здоровья был вынужден оставить любимую работу. Педагог весь свой имеющийся опыт и фронтовую закалку передавал воспитанникам и, в первую очередь, двум своим сыновьям, которые потом занимались техническим творчеством.