ВНИМАНИЮ ПЕДАГОГОВ: составляем программы

19.07.2018

Уважаемые педагоги дополнительного образования!

К 31 августа 2018 г. программы объединений по интересам должны быть готовы.

Для Вас подготовлены рекомендации по составлению программ.  Вы можете ознакомиться с типовыми программами по Вашему профилю (в раздле важные документы).

Успехов!

Программа составляется по следующему плану:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

4. Содержание образовательной области

5. Ожидаемые результаты

  1. Формы подведения итогов реализации     программы

7. Формы и методы реализации программы

8. Литература и информационные ресурсы

9. Согласование с учредителем

 

Титульный лист (образец) Скопируйте и строго подставьте свои данные

Управление по образованию, спорту и туризму

Слуцкого райисполкома

Государственное учреждение образования

«Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи»

_________ В.И. Гришин

«____» ____________2018 г.           

Программа объединения по интересам

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

(базовый уровень изучения образовательной области

«Декоративно-прикладное творчество»)

                                                                                 

Автор-составитель: Матылицкая Мария Михайловна, педагог дополнительного образования:

Возраст учащихся: 6-13 лет

Срок реализации  2 года

 

Рекомендовано

педагогическим советом

_________________2018 г.

№______

 

Слуцк-2018

 

Пояснительная записка

Из старой программы (своей) вставляете актуальность, на основании чего была составлена (например. Образовательная программа была составлена на основе Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» (например, Образовательная программа была составлена на основе Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», типовой программы художественного профиля и программы кружка «Кукольный дом» (Программы для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания (декоративно-прикладное творчество), типовой программы (своего) технического, спортивно-технического, художественного профиля и программы кружка, например. «Кукольный дом» (Программы для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания (декоративно-прикладное творчество). Из типовой дописываете главные мысли, (Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.), Основные цели и задачи своей образовательной области (Цель реализации программы - обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся средствами технического творчества и спорта. Задачи:

развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству;

удовлетворение образовательных потребностей учащихся в сфере спортивно- технического моделирования, изобретательства и рационализаторства, информационных технологий;

формирование политехнического мировоззрения и пространственного мышления, ценностей инженерно-конструкторской и проектной деятельности;

профессиональная ориентация учащихся на технические специальности; укрепление физического и нравственного здоровья учащихся; формирование культуры использования свободного времени учащихся.

Из своей старой программы вставляете: цель 1 года обучения

ü  задачи 1 года обучения

ü  цель 2 года обучения

ü  задачи 2 года обучения.

Если программа на 3 года, еще цель и задачи 3 года обучения

Образовательный процесс при реализации программы осуществляется с учетом возраста учащихся:

ü  Дальше: возраст учащихся;

ü   сроки реализации программы;

ü   режим занятий;

Вставляете (пример): Образовательная программа объединения по интересам  - базового уровня, предназначена для обучения детей 6-13 лет и реализуется в течение 2-х лет. Наполняемость группы 1 года обучения не менее 12 человек, 2 года обучения – не менее 8 человек. Образовательный процесс при реализации образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы. При подготовке к конкурсам допускается индивидуальная работа с учащимися, участвующими в конкурсе. В объединение допускается прием нескольких учащихся более младшего возраста по желанию детей, родителей (законных представителей).

Вставляете организационные условия реализации программы: Из типовой: Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является занятие (теоретическое и практическое).

В образовательном процессе при реализации программы используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (для учащихся 6-8 лет два раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю), для учащихся 9-10 лет три раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю), для учащихся 11-13 лет – четыре раза в неделю по 2 часа или два раза по 3 часа и один раз по 2 часа (8 часов в неделю)), старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю).

Учебный час составляет 45 минут. Перерыв – 10 минут.

Вставить: Программа реализуется в Государственном учреждении образования «Слуцкий центр технического и прикладного творчества учащейся молодежи».

Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования.

Материально-технические условия для реализации программы:

Для занятий имеется просторное помещение с хорошим дневным и вечерним освещением, что способствует удачному подбору цветов при изготовления изделия. Помещение хорошо проветриваемое и отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям. В непосредственной доступности имеется источника водоснабжения. Имеются рабочие столы для учащихся. Рабочие места организованы так, чтобы учащиеся могут сидеть, не стесняя друг друга. Для выставки работ учащихся имеются столы и полки. Для хранения рабочих материалов и инструментов имеются шкафы.

Далее свои условия и материалы. Например, В лаборатории имеются инструктажи по мерам безопасного поведения на занятиях. В процессе занятий педагог знакомит учащихся с правилами безопасной работы с ножницами, иглой, клеем и другими инструментами, приучает их к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, экономии материалов.

Для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы:

-                   режущие инструменты: ножницы среднего размера; макетный нож.

-                   линейка с металлической кромкой и линейки длиной 30 и более см.

-                   иголки и нитки, ткань, мука, соль, крем.

-                   клеи: прозрачный, бумажный скотч; клей ПВА, ТИТАН

-                   прочие приспособления: карандаш, ластик, доска для резанья бумаги, бумага и картон,  различных сортов и цветов

-                   Шаблоны: выкройки-развёртки, тематическая литература

Для проведения занятий имеются методические разработки, чертежи, шаблоны, образцы работ.

Учебно тематический план

(Форму берете из типовой программы, вставляете свои часы из старой программы). Обязательно писать образовательную область. Например. Образовательная область «Декоративно-прикладное искусство»

Далее. Содержание программы заменяете словами Содержание образовательной области и копируете из старой программы по годам: 1 год обучения, 2 год обучения и т.д.

Ожидаемые результаты  Для каждого года обучения свои!!! Вставляете  из типовой и своей старой программы

Программы художественного профиля обязательно дополнительно вставляйте таблицу из типовой программы: (Тех и спортивно-тех профилям не нужно)

Критерии

Ожидаемые результаты

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Овладение основными знаниями, умениями и навыками

Учащиеся используют элементарные знания и умения

Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности

Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков

Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности

Развитие

художественных

способностей

средствами

ведущей

деятельности

Имеют

первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах

художественного языка ведущей деятельности

могут анализировать

Свободно владеют основными средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта

Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно- образное, ассоциативное мышление, самостоятельно выбирают средства и способы создания худ. продукта

Креативность

Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества

Постепенное

проявление

навыков

самостоятельности,

изобретательности,

фантазии при

выполнении

творческих

заданий

Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в

собственных задумок. Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли

Проявляют самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (копируете и выбираете сами из типовой программы)

ПРИМЕРЫ: Формы подведения итогов образовательного процесса:

- портфолио;

- собеседование с учащимися в конце учебного года;

- открытое, итоговое занятия;

- участие в конкурсах, выставках,

- самостоятельная работа,

- защита творческого проекта на районной выставке-конференции технического и прикладного творчества учащихся;

- выставка работ учащихся в лаборатории и центре.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Копируете из типовой, можете добавить из своей старой программы)

Реализация программы объединения по интересам «Декоративно-прикладное творчество» (художественного профиля) требует форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытии личностного потенциала каждого.

Формы занятий: традиционное занятие; интегрированное, комбинированное занятие; лекция, семинар, практическое занятие, тренинг, игра, экскурсия, экспедиция, творческая мастерская, дискуссия, диспут, турнир, соревнование, конференция, выставка, игра (для обучающихся дошкольного возраста) и другие.

Методы и приемы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение, исследовательская, творческая работа и другое), игровой (с игрушками-аналогами, и другое). На занятиях используются такие формы организации учебных занятий: практическая и самостоятельная работа, рассказ, беседа, демонстрация учебно-наглядных пособий, экскурсия, использование средств Интернета, выставки, конкурсы с разборами работ, викторины.

Методы, в основе которых лежит деятельность учащихся:

объяснительно-иллюстративный: демонстрация поделок, иллюстраций, работа с таблицами, схемами, технологическими картами, рассказ лекция, объяснение;

репродуктивный;

частично-поисковый (выполнение вариативных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неправильными данными);

игровые (разгадывание викторин, использование развивающих игр, сказок, народных преданий);

творческие (творческие задания, эскизы, проекты);

проблемное изложение изучаемого материала;

исследовательский (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме; работа с литературой, средствами Интернета, справочниками).

Формы организации обучения:

индивидуальное занятие;

групповое занятие;

коллективное занятие.

Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.

Методика проведения занятий предполагает создание ситуации успеха, радости от преодоления возникших трудностей в процессе освоения учебного материала и при выполнении работ. Этому способствует совместное обсуждение хода выполнения заданий, изделий, образцов; создание положительной мотивации, а так же участие работ ребят в выставках.

Литература (Обратите внимание на правильность оформления!!!)

Смотрите в типовой! Копируйте из типовой и своей старой программы

Литература для педагога

Литература для учащихся

НА ПОСЛЕДНЕЙ СТРАНИЦЕ (НО НЕ НА ПОЛНОСТЬЮ ЧИСТОЙ!!!)

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию, спорту и туризму Слуцкого райисполкома

_______________А.В. Неделько

«____» ____________2018 г.